Без шума и пыли
Главной особенностью и преимуществом данной технологии является то, что кузов "правится" без покрасочных работ. А это означает, что автомобиль остается в "родной" краске, ремонт осуществляется в разы быстрее и обходится заметно дешевл, ведь поврежденную деталь не нужно готовить, грунтовать и красить, соответственно не требуются расходные материалы (шпатлевка, грунт, краска, лак). Опять же во многих случаях не нужно разбирать кузов, снимать внутренние обшивки, демонтировать поврежденные элементы, что также сказывается на времени и стоимости ремонта. Достаточно сравнить временные затраты: от нескольких десятков минут до пары часов при беспокрасочном удалении вмятин и 1-2 дня при традиционном кузовном ремонте. Соответственно и стоимость отличается в разы.
Технология беспокрасочного удаления вмятин PDR (Paintless Dent Repair) базируется на использовании специального инструмента и методик, где основной принцип правки - воздействие на металл с внутренней стороны кузовного элемента. Проще говоря, вмятина "выдавливается" изнутри по специальной методике, для чего используется целый набор приспособлений (стержни с крючками разной длины и формы), которые позволяют "проникнуть" внутрь кузова и достать до поврежденного участка даже через небольшие технологические отверстия или зазоры. Впрочем, могут использоваться приспособления (клеевое оборудование) и технологии для вытягивания вмятин с наружной стороны.
Есть нюансы
Прежде всего это касается самого повреждения, а именно: где расположена вмятина, каков ее характер и, главное, глубина. Использование технологии PDR имеет смысл лишь в том случае, когда ЛКП осталось целым, а точнее, не имеет сколов, не повреждено до металла. При выравнивании глубоких или имеющих острые края вмятин высока вероятность повреждения краски. К "сложным" относятся повреждения на кромках (углах) кузова, ребрах жесткости.
"Лучше всего получается "вытягивать" детали с заводским покрытием, - отмечает специалист по кузовным работам Юрий Янковский. - Если машина уже красилась, толстый слой нанесенной при ремонте краски, тем более шпатлевки, может лопнуть. Также проблематично выравнивать старые советские машины, выпущенные до 80-х, - "Жигули", "Волгу", "Москвич". Насколько критично, когда был поврежден автомобиль? Да, у металла есть эффект памяти, но это не так уж критично, по крайней мере если счет идет на месяцы, а не десятки лет. Я знаю случаи, когда машины ездили несколько лет, потом детали выравнивали - и никаких проблем не было. Другое дело, если металл в результате удара не просто деформировался, а растянулся - вот здесь с восстановлением формы могут быть проблемы".
Имеет значение и местоположение вмятины. В автомобиле достаточно элементов, к которым отсутствует доступ изнутри. Например, передняя часть заднего крыла, задние стойки крыши, места рядом с усилителями и ребрами жесткости.
В любом случае возможность и успешность ремонта определяет специалист. Причем разные мастера могут оценивать шансы на успех по-разному: одни откажут, сославшись на высокий риск повреждения ЛКП или труднодоступность повреждения изнутри, другие возьмутся за работу. А это уже вопрос опыта и компетенции.
Не только инструмент, но и квалификация
Показательно: если начальный любительский набор инструмента можно приобрести за несколько сотен долларов, то стоимость профессионального оборудования может достигать 6-7 тысяч евро! Правда, при этом он будет включать и двухнедельный курс обучения двух специалистов. Ведь именно человеческий фактор остается ключевым в вопросе качества ремонтных работ - нюансов в технологии хватает.
"Сам процесс зависит от квалификации и усидчивости мастера, ведь это как творческая, так и кропотливая работа. Человек, который ею занимается, должен быть если не по образованию, то по складу ума инженером, представлять суть процесса. А сейчас очень много появилось людей, которые нахватались каких-то поверхностных знаний, купили дешевый комплект за 200 долларов и занимаются удалением вмятин. Часто результат их работы очень сомнителен по качеству", - отмечает наш эксперт.
Поэтому залог качества - именно квалификация мастера, который может умело использовать имеющиеся в его распоряжении технические средства. На сегодняшний день в стране (и прежде всего в столице) достаточно фирм и умельцев-одиночек, предлагающих свои услуги по данному виду работ. По цене выбрать несложно (об этом ниже), а как насчет качества? Здесь ориентирами могут служить стаж работы и сложившаяся репутация, благо отзывов в Байнете (например, на клубных форумах) хватает.
Цена вопроса
Небольшие вмятины от града (или аналогичные им) в среднем по рынку услуг оцениваются в 5 условных единиц. А если что-то покрупнее? Здесь каждый случай оценивается индивидуально, ведь стоимость работ зависит от размеров вмятины, ее характера (острые края обойдутся дороже), месторасположения (труднодоступное место, сложная форма элемента в этом месте могут увеличить стоимость в разы), материала (правка алюминиевого элемента выйдет в полтора-два раза дороже). За каждый "пунктик" следует наценка в 30-50%, так что на выходе небольшая, но "сложная" вмятина на двери может обойтись раза в два дороже, чем характерный след от футбольного мяча в переднем крыле.
Добавим к этому разнобой в ценообразовании у самих мастеров, которые один и тот же элемент могут оценить как в 30, так и в 60 у.е. Но в любом случае это выйдет заметно дешевле, чем традиционная правка детали с покраской. С многочисленными следами от града отдельная история: одни специалисты считают повреждения поштучно, другие называют общую стоимость ремонта крыши или капота. Хотя, как показывает практика, "оптом" удаление вмятин (даже на разных кузовных элементах) выходит дешевле.
На конкретном примере
На самом деле самый верный и точный способ выяснить, возможно ли беспокрасочное удаление вмятин на вашем автомобиле и во сколько оно обойдется, это показать повреждения специалистам. А лучший способ узнать вилку по стоимости и дополнительным условиям - объехать несколько контор. Что я и сделал, благо "наглядный" дефект имелся.
Вмятину с заломом на двери и глубокие царапины на ЛКП страховщики оценили в 163$ (правка и покраска элемента). А во сколько оценят ремонт "беспокрасочники", да и будет ли он вообще целесообразен с учетом того, что лакокрасочное покрытие повреждено?
"Ничего страшного: металл выправим, покрытие отполируем, хотя, наверное, несколько самых глубоких царапин останется", - быстро оценил масштабы бедствия мастер специализированной СТО на ул. Лынькова.
Работы часа на два, обойдется все в 70 у.е. Но на ближайшие недели все расписано (весенний град!), хотя можно попытаться и по живой очереди в менее напряженный день: пригнать машину утром, в течение дня ее сделают.
Кстати о граде: во сколько обойдется восстановить крышу Ford Mondeo II (седан) с мелкими, но многочисленными вмятинами? Этот вопрос мне на днях задал знакомый, и он оказался как нельзя кстати к моему "рейду"! "Надо смотреть", - резонно заметил специалист, но предварительно оценил работу в 200$ с учетом снятия/установки потолочной обшивки.
Следующее место - частный бокс в гаражном массиве на ул. Жебрака. То, что работа у "беспокрасочников" кипит, видно уже на подъезде к гаражу. И здесь тоже прогноз обнадеживающий: все без проблем выправится, причем займет около часа (сделаем прямо при вас) и обойдется всего-то в 35-40$! Правда, без полировки - устранять царапины придется в другом месте (а это соответственно и дополнительно затраченное время, и деньги). Но подход и душевный, и деловой одновременно: не успел и глазом моргнуть, как записали на следующую неделю! Что же, подумаем… Крышу на Mondeo предварительно оценили в 5 у.е. за вмятину плюс 30 у.е. за демонтаж/монтаж обивки потолка.
Следующая станция - во дворике гостиницы "Орбита". Вердикт, аналогичный двум предыдущим, и предварительный ценник как у "гаражников" - 40 у.е. Причем с полировкой! Но запись на следующую неделю, в идеале лучше оставить машину на день. Крыша на Mondeo? "Надо смотреть. Видите, сейчас как раз такая машина в работе: вмятины мелкие, но их здесь столько!" - показывает мастер.
Напоследок заедем на ул. Маяковского. Здесь дверь не только осмотрели, но и "пощупали", попробовав металл на податливость, заодно акцентировали внимание на то, что дверь повреждена в двух местах (так и есть!), а два часа работы оценили в 60$. И опять же без полировки. Зато крышу мой приятель здесь может сделать по 5 у.е. за удар, при этом не придется тратиться на снятие обшивки ("вытянем снаружи клеем"). Запись - на несколько дней вперед.
Как видим, ценники и условия работы у "беспокрасочников" заметно отличаются, так что выбирать можно и нужно. В идеале стоит потратить немного времени и показать машину "вживую". Впрочем, можно и дистанционно: некоторые мастера практикуют оценку предстоящих работ по фотографии поврежденного элемента - пусть не самый точный, зато очень удобный для клиента способ! Ну а я "своего" мастера уже выбрал. О том, что в итоге получилось, расскажу при первом же удобном случае.
Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY
ИП Шуренков Денис Викторович
УНП: 190741196
Реестр бытовых услуг: №000000071208